- Из истории цыган
Из истории цыган
Цыгане, рома (самоназвание) - народ, точнее этнические группы, имеющие общность происхождения и языка, живущие во многих странах мира: в Европе, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии.
Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине дом, в Армении лом. Языковеды конца XIX - начала XX веков утверждали, что современное цыганское "р" в Европе, "д" в Передней Азии, "л" в Армении в данной лексеме относятся к древнеиндийскому "д". Исходя из этого, большинство исследователей считает предками цыган народность дом из северо-западной Индии.
Согласно исследованиям, предки цыган вышли из Индии в VI веке и первоначально осели в Передней Азии (на территории Ирана) и в Египте, на восточных окраинах Византийской империи, затем они продвинулись на Балканский полуостров. В XIII-XV веках цыгане расселились вначале по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе (где первоначально принимались за выходцев из Египта), позднее по Северной Африке, в XIX веке по Северной и Южной Америке и Австралии.
На протяжение пяти столетий в Европе господствовало глубокое заблуждение, будто цыгане - это египтяне. "Египтянами" цыган называют англичане (английское Gypsies это искажение от слова Egyptians), испанцы - Gitanos (также от Egiptanos - "египтяне"), венгры называют их Cigany или "Pharao nepek" (фараоново племя). Французы называют цыган Bohemiens (богемцы), или Tsiganes, немцы Zigeuner, итальянцы Zingari, голландцы Heidens (язычники), болгары - цигани, финны Мustalainen ("чёрные"), турки ingerie,ingane.
В Западной Европе в начале XV века экзотичные цыгане были встречены доброжелательно.
Европейцам нравились их песни и танцы, гадание по руке, невиданные доселе методы врачевания. Основными занятиями цыган были обработка кожи, дерева, кузнечное дело, лудильное и ювелирное производство. Власти оказывали им покровительство, однако романтика по отношению к цыганам быстро прошла, а праздность их бродячей жизни стала раздражать европейцев.
Отношение к цыганам изменилось, их стали преследовать как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством, объявляли вне закона, выселяли за пределы государства или убивали.
Европейцы пытались решить эту проблему тремя способами: ассимилировать, изгнать или уничтожить. В Швеции в 1637 году появился закон, предписывающий повешение цыган мужского пола, в Майнце по закону 1714 года убивали всех схваченных в пределах государства цыган. В Англии законом 1554 года была предусмотрена смертная казнь для мужчин цыган. Историки насчитывают 148 "антицыганских" законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Лишь в конце XVIII века в отдельных странах Европы к ним стали относиться терпимее.
Самой страшной страницей в истории европейских цыган стали гитлеровские преследования 1939-1945 годов. После начала войны цыган стали отлавливать и направлять в концлагеря. Всего в нацистских концлагерях было уничтожено 600 тысяч цыган. Из 500 тысяч цыган, живших в Германии, уцелело не более 50 тысяч.
Общая численность цыган в настоящее время, по разным оценкам, от 6 до 10 миллионов человек (в связи с неполным учётом их действительная численность может быть значительно больше). Большинство из них проживает в странах Восточной Европы. По числу цыган на первом месте Румыния, за ней идут Венгрия и Россия. Значительное число цыган живет и в Западной Европе, в первую очередь в Испании.
В пяти странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия и Словакия) живут 4-5 миллионов цыган. Цыганское население Румынии, самое многочисленное в Европе, может насчитывать до 2,5 миллиона человек. Официальная цифра по Венгрии - 190 тысяч, но она вполне может достигать и 800 тысяч. В Словакии число цыган варьируется от 90 до 520 тысяч при общей численности населения 5,4 миллиона, а в Чехии от 12 до 300 тысяч при общей численности населения 10,2 миллиона. Количество цыган в Европе примерно равно числу жителей Швейцарии, Норвегии и Люксембурга, вместе взятых.
В процессе расселения сложились многочисленные субэтнические группы цыган: кэлдэрары, довари, сэрвы, синти и мануш, калос и хитанос, рома, мугат (известны как люли), кале, лом (известны как боша), домари и дом, трэвеллерс.
Цыгане кэлдарары делятся на пять региональных групп, которые по цыгански называются нэции. Названия этих групп соответствуют той стране, в которой они проживали длительное время: унгрикэ ром - кэлдэрары Венгрии, грекуря - кэлдэрары Греции, доброжяя - румынские кэлдэрары из Добруджи, молдовая - молдавские кэлдэрары, сербияя - сербские кэлдэрары.
Вторым признаком индентификации являлись географические названия: русска рома - Россия, польска рома - Польша, лотфитка рома - Латвия, кырымитика рома - Крым, влахуря - Валахия, мачвая - Мачва (Сербия), кишинёвцы - Кишинёв, румелиа - Румелия (европейская часть Турции) и др.
Цыгане говорят на языке индоарийской группы индоевропейской семьи. Цыганский язык имеет диалекты. Большинство цыган владеют языком окружающего населения.
Верующие цыгане в балканских странах - мусульмане сунниты, в странах Европы - католики. Распространены также традиционные верования. В России верующие цыгане - в основном православные.
В Россию цыгане попали двумя путями: южные - через балканские страны (XV-XVI века), северные - через Германию и Польшу (XVI-XVII века).
Российские власти обязали цыган выплачивать государству дань и запретили им въезд в столицу.
До Октябрьской революции 1917 года цыгане-мужчины, жившие в городах, занимались преимущественно барышничеством (мена и продажа лошадей), женщины - гаданием.
Цыгане вели оседлый, полуоседлый и кочевой образ жизни. Они объединялись в кочевые таборы, которые насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения.
Для совместного выполнения какой-либо работы цыгане объединялись (отдельно мужчины, отдельно женщины) в группы (вортэчия, амал). Доходы делились поровну между членами группы.
Кочующие цыгане жили главным образом попрошайничеством и гаданием, частично кузнечным делом и лужением, обработкой металла, дерева, плетением корзин, коневодством и искусством (музыкой, пением, танцем, акробатикой, дрессировкой животных). Кочевые цыгане придерживались традиционных суеверий и обрядов, в отличие от оседлых и полуоседлых цыган, которые исполняли церковные обряды тех народов, среди которых они жили, и легко меняли свое вероисповедание при переселении.
Оседло жили цыгане, обосновавшиеся в Петербурге и в Москве (с 1830-х годов), большая часть которых входила в состав хоровых ансамблей.
Уклад цыганской семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчёркнуто почтительны. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы. Среди цыган до сих пор сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства.
Совместная еда у цыган - знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно.
После Октябрьской революции 1917 года был издан ряд постановлений ЦИК и СНК СССР, в том числе от 1 октября 1926 года "О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни". В 1931 году в Москве был открыт цыганский театр "Ромэн".
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов цыгане сражались в рядах Советской Армии и партизанских отрядах. После войны многие цыгане перешли к оседлости, освоили разные профессии. 5 октября 1956 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством".
В 1989 году при Российском фонде культуры появилась цыганская секция, в 1991 году было зарегистрировано цыганское культурно просветительское общество "Романо кхэр".
После того, как в 1990 году российские цыгане вступили в Международный союз цыган, их представители стали участвовать во многих международных акциях, а в 1999 году появилась Федеральная национально культурная автономия цыган.
По переписи 2002 года в России проживало около 183 тысяч цыган.
По данным же Федеральной национально культурной автономии, цыган в России больше миллиона. А вице президент этой автономии Михаил Бауров еще в 2000 году заявил, что его соплеменников в России более двух миллионов.
В России сложилась цыганская интеллигенция. Существует цыганская литература, искусство. Лучшими представителями цыганского народа являются народный артист СССР Николай Сличенко, поэт Лекса Мануш, артисты братья Семеновы, скульптор Юрий Баранчук, композитор Виктор Романо Орлов, священник Вадим Грушко, профессор Георгий Деметр и многие другие.
Культура цыган очень разнообразна и богата. Сохраняя общность языка, происхождения, быта, верований, цыгане различных стран, в том числе и России, заимствовали некоторые элементы культуры тех народов, среди которых жили или через которые кочевали.
Цыганская культура оказала заметное влияние на музыкальную культуру мира (особенно румынскую, венгерскую, балканскую, испанскую народную музыку, а также на классическую музыку XIX века, джаз, фламенко).
Цыганская литература больше развита на территории Чехии, Словакии, Украины и России, актерское искусство - в России и Украине, а большинство цыганских художников - уроженцы Венгрии.
С 1960-х годов во многих странах, где живут цыгане, принимается ряд мер по улучшению их правового положения. Возникли организации, занимающиеся вопросами повышения социально-экономического и культурного уровня цыган, например во Франции "Международный комитет цыган", в Великобритании "Институт современных исследований и документации о цыганах", в Америке " Международный цыганский комитет в Америке", в Индии "Индийский институт цыганологии".
Восьмого апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Цыгане мира признали себя единой нетерриториальной нацией и приняли национальные символы - флаг и гимн, основанный на народной песне "Джелем, джелем"(в переводе "Ходил я, ходил..."). Флагом стало трехцветное полотнище: сверху синий цвет (небо), снизу - зеленый (трава), в середине - красное колесо (символ вечной дороги).
Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.
В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днем Цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, дружно выходить на улицу с зажженной свечой.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.